Глушитель выхлопной системы
Глушитель предназначен для снижения шума, производимого потоком отработавших газов. В системах выпуска легковых автомобилей применяется от одного до пяти глушителей, в том числе предварительные глушители, в обиходе называемые резонаторами.
Типы глушителей
Реактивный
Реактивный (резонансный) глушитель действует по принципу сложения звуковых волн и их взаимного уничтожения. Корпус такого глушителя состоит из камер различной длины, через которые проходит перфорированная труба. Трубы могут иметь различные изгибы, местные сужения, заглушки и т. д. В зависимости от количества, размеров и конфигурации камер, характера перфорирования и других параметров те или иные частоты звука будут гаситься более или менее эффективно.
Диссипативный
Диссипативный глушитель преобразует энергию звука в тепло при помощи звукопоглощающего материала. Перфорированные трубы такого глушителя оборачиваются стальной спутанной проволокой (путанкой), а камера заполнена минеральной ватой, как правило, базальтовым волокном. Отработавшие газы проходят через перфорированные трубы, не создавая потока в камерах с волокном. При этом звуковые колебания практически беспрепятственно проникают в полости камер сквозь перфорацию и поглощаются волокном. Преимуществами таких глушителей являются простая конструкция и лучшее гашение высокочастотного шума. Недостатками — меньшая эффективность на низких частотах звука и вредность производства.
Комбинированный
Комбинированный глушитель имеет как резонансные, так и диссипативные камеры, позволяя использовать преимущества обоих типов. По конструкции прямоточные, лабиринтные.
Прямоточные
Прямоточным называют глушитель, в котором входная труба одновременно является выходной, имеет постоянное сечение (диаметр) и направляет поток отработавших газов через все камеры. Преимуществом такой конструкции является низкое противодавление, а следовательно, минимальная потеря мощности. Лабиринтные В лабиринтном глушителе входная и выходная трубы раздельные и хотя бы в одной из его камер поток газов движется произвольно. Это повышает сопротивление, но позволяет улучшить гашение звука в определённых интервалах частот.
Рекомендации по выбору глушителя
При вынужденном подборе нештатных элементов системы выпуска желательно взять их от автомобиля с такими же рабочим объёмом, количеством цилиндров, близкими максимальной мощностью, максимальными оборотами и оборотами коленвала, при которых двигатель развивает максимальный крутящий момент, и т. д.
При использовании нештатных трубопроводов следует учитывать, что уменьшение сечения труб даже на коротком участке повышает противодавление, создаваемое системой выпуска.
Все внутренние детали глушителей (перегородки, шайбы и т. д.) жёстко закрепляются внутри корпуса. Выбирая глушитель, можно интенсивно потрясти его — внутри не должно возникать никаких посторонних звуков.